20 февраля 2019 года в Центре состоялась городская творческая мастерская по теме «Струнно-смычковый инструмент в джазе. Почему нет?».

«Струнно-смычковый инструмент в джазе. Почему нет?»

 

20 февраля 2019 года в Центре состоялась городская творческая мастерская по теме «Струнно-смычковый инструмент в джазе. Почему нет?».

Великолепный мастер-класс провели со слушателями педагоги ДШИ №1 г.о. Самара Кривопалова Марина Валентиновна и Уланова Людмила Владиславовна.

Руководитель ТМ Волкова Людмила Владимировна рассказала о музыкантах-джазистах 20 века «Скрипка в джазе»:

«30-е годы прошлого века. Скрипка буквально ворвалась в джазовую музыку. Три выдающихся джазмена-скрипача — Стафф Смит (14.08.1909 — 25.09.1967), Стефан Граппелли (26.01.1908 — 01.12.1997), Джо Венути (01.09.1904 – 14.08.1978) — восхищали слушателей удивительным звуком и импровизацией, но скрипичное соло звучало нечасто. Ведущую роль играли духовые инструменты. Позднее Дидье Локвуд и Жан-Люк Понти доказали, что скрипка способна успешно солировать в джазе.

Особая сложность скрипки

Учиться игре на инструменте нужно с детства, таково единое мнение педагогов, исполнителей, критиков. Рефлексы детей лучше усваивают нужные навыки. Обучение начинается с музыкальной школы, затем училище, консерватория… К этому времени музыканту обычно уже и 25 лет.

Инструменталисты, получившие классическое образование, не готовы играть джаз. Этот жанр, сложившийся из африканских ритмов, европейской гармонии, афро-европейской мелодики, далек от классической гармонии, прививаемой скрипачам академическим образованием. Его характерная особенность – особая «пульсация» ритма (свинг). Ещё сложнее для музыканта-«классика» непосредственная связь, импульсивный ответ на реакцию слушателей, импровизационность исполнения (причём, ансамблевая).  Всё это несвойственно классической музыке. Требуется многолетнее «погружение», иная музыкальная среда. Начать всё сначала, дожив до 25 – 30 лет, способен не каждый.

Корифеи

 Стефан Грапелли – гениальный самоучка, принятый в консерваторию (1924 г. Париж, окончил в 1928). Он был тапёром в кинотеатрах. Играл в оркестрах на танцевальных вечерах. Когда «Горячий Клуб Франции» (1933 г.) провёл фестиваль джаза, он выступил с Джанго Рейнхардтом (гитара). Тогда-то Пьер Нури заметил их, предложил собрать струнный ансамбль. «Квинтет Горячего Клуба Франции» (три гитары, скрипка, бас) стал популярен. Записи, сделанные фирмами HMV, «Ультрафон», Decca, сделали известность Грапелли международной. Он и в 89 лет вызывал восторг публики своей игрой.

 

Стафф Смит  – редкое исключение – научился скрипичной игре будучи около 20 лет от роду. Играл в трио с пианистом Джимми Джонсом и басистом Джоном Ливи. Регулярные выступления на площадке «Оникс Клаб» прославили их среди любителей джаза. Трио не имело ударника, но их свинг восхищал слушателей. Только фирма «Asch» делала записи ансамбля.

 

 

 

Дидье Локвуду любовь к скрипке привил отец, профессор консерватории. Слушая брата, джазового пианиста, Локвуд получил вкус к импровизации. Его считают продолжателем музыкальной стези Стефана Грапелли. Электроакустический инструмент позволил создать уникальный саунд, привлёкший интерес во всём мире. У Локвуда несколько «золотых» CD, он прекрасный исполнитель кельтской музыки, знает восточные музыкальные культуры. Он создал во Франции джазовый колледж, где музыканты-профессионалы улучшают навыки джазовой импровизации. Творчество Локвуда дало новый импульс отношению к скрипке как равноправному джазовому инструменту.

Ну и, конечно, наш живой классик и гордость жанра — народный артист Российской Федерации Давид Голощёкин!

 Он не просто скрипач, а джазовый мультиинструменталист и композитор. Давид Голощёкин окончил специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории. Впервые выступил как музыкант на джазовом фестивале «Таллин-1961». Работал в различных джазовых группах, в том числе у Эдди Рознера. В 1963 году в Ленинграде основал собственный джазовый «Ансамбль Голощёкина». В 1971 году во время гастролей Дюка Эллингтона в Ленинграде играл перед знаменитым джазменом, а после и вместе с ним!  В 1977 году записал пластинку «Джазовые композиции», где исполнил практически все инструментальные партии. В 1989 году организовал 1-ю в стране Государственную филармонию джазовой музыки (Jazz Philharmonic Hall), постоянно предоставляя сцену лучшим коллективам города. В 1994 учредил ежегодный международный фестиваль «Свинг белой ночи», а также конкурс молодых джазовых музыкантов «Осенний марафон». Выступает на отечественных и зарубежных фестивалях».