11 марта 2020 года в рамках городской творческой мастерской по фортепиано прошло очередное заседание, на котором доктор искусствоведения, профессор кафедры фортепиано СГИК Дмитрий Алексеевич Дятлов провел мастер-класс для педагогического сообщества города Самары по теме: «Искусство игры в фортепианном ансамбле».

«Искусство игры в фортепианном ансамбле»

11 марта 2020 года в рамках городской творческой мастерской по фортепиано прошло очередное заседание, на котором доктор искусствоведения, профессор кафедры фортепиано СГИК Дмитрий Алексеевич Дятлов провел мастер-класс для педагогического сообщества города Самары по теме: «Искусство игры в фортепианном ансамбле».

Ансамблевое музицирование создает максимально благоприятные условия для формирования музыкально-интеллектуальных качеств учащегося. Прежде всего потому, что ансамблевая игра — внутриклассная форма работы. Учащийся имеет дело с материалом, говоря словами В.А. Сухомлинского «не для запоминания не для заучивания, а просто из потребности мыслить, узнавать, открывать, постигать, наконец, изумляться». Потому-то и особый психологический настрой при занятиях в ансамбле. Музыкальное мышление заметно улучшается, восприятие становится более ярким, живым, обострённым, цепким.

«Тождество инструментов в фортепианном ансамбле, облегчая взаимопонимание партнеров, создает и свои специфические сложности, затрудняя решение таких задач, как одновременное взятие звука, синхронное исполнение унисонных или параллельных движений (особенно в медленном темпе) п т. д. Успешное преодоление подобных трудностей — свидетельство высокой исполнительской дисциплины партнеров и хорошего уровня ансамбля. Совместный поиск решений художественных задач стимулирует аналитическую работу каждого из участников ансамбля над индивидуальными особенностями своего пианизма: необходимость сыграть так, как играет партнер, часто выдвигает перед ним требование совершенствовать исполнение в конкретном, уже найденном партнером направлении».

Развивающий эффект ансамблевого музицирования проявляется тогда, когда оно базируется на рациональной методической основе. Сюда входят подбор репертуара, соответствующая организация работы над произведением и продуманные способы педагогического руководства. Игра в ансамбле позволяет расширить круг музыкальных знаний и понятий, интенсифицировать процесс их усвоения.